В текущем месяце исполнилось 80 лет с момента создания Народного коммисариата по иностранным делам КазССР. Это ведомство, в силу политического строя того времени осуществляло больше представительско-протокольные функции, а ее руководители зачастую совмещали работу в НКИД (Народный комиссариат иностранных дел ), а затем МИД КазССР со своей основной работой. Первым Наркомом иностранных дел КазССР стал Тулеген Тажибаевич Тажибаев. Вместе с тем, скромный внешнеполитический офис после обретения нашей Республикой независимости стал основой для формирования казахстанской дипломатии.
Сегодня же, спустя более 30 лет можно с уверенностью констатировать, что дипломатия независимого Казахстана состоялась и динамично развивается, внося значительный вклад в успехи нашей молодой страны. Необходимо отметить, что глобальная казахстанская дипломатия явилась не просто важным атрибутом подлинной Независимости страны, но и ключевым средством обеспечения ее безопасности, развития, и благополучия, укрепления международного мира и сотрудничества. Как писал эксперт НКИД КазССР доцент М. Ермагамбетов: «…да, Казахстан имел свою дипломатию, а его дипломатия имеет свою историю».
Вспоминая пройденный путь, стоит оглянуться назад, вспоминая основные исторические вехи, которые предшествовали становлению казахстанского дипломатии. В частности, это касается участию казахстанцев в дипломатии советского периода.
26 августа 1920 года происходит событие, непосредственно коснувшееся истории казахского народа – создание Автономной Киргизской (Казахской) Советской Социалистической Республики.
При рассмотрении компетенции центральных органов было решено, что «иностранные дела и внешняя торговля остаются целиком в ведении центральных органов РСФСР». Не в последнюю очередь такое решение было принято из-за серьезной озабоченности на границе с Китаем, нестабильное положение в котором создавало дополнительную неопределенность в отношении государственной границы формирующейся страны Советов.
Логичным продолжением официального курса Москвы стала централизация внешней политики после образования СССР в декабре 1922 года. В основном, в 20-30-е годы в Казахстане внешние связи осуществлялись в экономической сфере. В республике находился агент Народного Комиссариата иностранных дел (НКИД), главной задачей которого являлось обеспечение связей с советскими консульствами в Синьцзяне.
В то же время впервые открылась дорога для поступления казахстанцев на дипломатическую службу в Москве и представительствах СССР за рубежом. Однако на практике возможности для этого были крайне ограничены, поэтому представительство казахстанцев в рядах советской дипломатической службе долгие годы было минимальным. Можно вспомнить только Назира Тюрякулова (1892 – 1937) – видного партийного и государственного деятеля Туркестана, назначенного в декабре 1927 года полпредом СССР в Королевство Хиджаз, Неджд и присоединенные области (с 1932 года – Королевство Саудовская Аравия). Наш земляк, аккредитованный в 1930 году в качестве Полномочного министра и Чрезвычайного посланника, даже являлся дуайеном дипломатического корпуса в этом государстве.
Коренной перелом в Великой Отечественной войне поставил перед странами антигитлеровской коалиции вопрос послевоенного переустройства мира, что и послужило одной из причин для внесения изменений в международную правосубъектность Казахской ССР. 13 апреля в 1944 году был принят закон КазССР о создании в республике Народного комиссариата иностранных дел.
Казахстанский НКИД (переименованный в 1946 году в МИД) прошел долгий путь к своему полномасштабному становлению. Даже на организационной стадии его формирование затянулось: закон был подписан в апреле, первый руководитель – Тулеген Тажибаев был назначен только в августе, а фактический предшественник наркомата - аппарат уполномоченного НКИД СССР при СНК КазССР - был упразднен только в следующем году. В течение длительного времени, с конца 1940-х до середины 60-х в министерстве не была предусмотрена должность замминистра, неоднократно упразднялся и сам пост министра. Кроме того, должность часто замещалась текущим вице-премьером по социальной политике и/или министром культуры.
Создание соответствующей правовой базы для организации Народного комиссариата иностранных дел КазССР было осуществлено VII сессией Верховного Совета республики. На вечернем заседании сессии 12 апреля 1944 г. 171 депутат заслушали доклад Председателя совнаркома КазССР Н.Д. Ундасынова о расширении суверенных прав союзных республик в области обороны и внешних сношений. Основной акцент выступления Нуртаса Дандыбаевича заключался в утверждении, что «выход на внешнюю арену нашей Казахской республики, право вступать в непосредственное сношения с иностранными государствами, заключать соглашения с ими и обмениваться представительствами – является исключительным событием в истории казахского народа и еще более укрепит дружбу и братство народов Советского Союза». Сессия парламента единогласно утвердила Закон об образовании Народного Комиссариата иностранных дел Казахской ССР и внесла дополнения в статьи 16 б, 19,31,43,45 и 52 Конституции республики. Официальный текст Закона был скреплен подписями Председателя Президиума Верховного Совета Казахской ССР А. Казакпаева и секретаря Президиума С.Нурмагамбетова 13 апреля 1944. Отныне, конституционно КАЗССР имела право «право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами». Одним словом, КазССР обрела право назначать и отзывать своих дипломатических представителей в иностранных государствах, а также принимать верительные и отзывные грамоты аккредитованных при КазССР представителей иностранных государств. Принятие закона не привело к мгновенному оформлению внешнеполитического ведомства республики. Началась колоссальная работа по подбору кадров.
Тем не менее, следует отметить значительный вклад, внесенный на посту министра иностранных дел КазССР в развитие республики видными государственными и общественными деятелями того периода – Хаиргали Байгалиевым, Аскаром Закариным, Утешкали Атамбаевым, Ади Шариповым, Балжан Бультриковой, Муслимом Базарбаевым.
Со временем МИД КазССР прославился и вкладом во внешнюю политику всего Союза. Наибольших карьерных высот среди казахских дипломатов того периода добился выпускник МГИМО Малик Фазылов.
Стоит начать с того, что в период его работы министром иностранных дел КазССР в начале 1970-х гг. с его непосредственным участием решаются вопросы расширения представительства республики в общесоюзных мероприятиях международного характера. Это и обмен партийными, правительственными культурными и хозяйственными делегациями, и расширение внешнеэкономических связей республиканских предприятий. Так в 1975 году казахстанская продукция экспортировалась в 71 страну мира на сумму 503, 2 млн. рублей, в 36 странах оказывали техническую помощь и содействовали повышению образовательного уровня 758 посланца Казахстана. В республике прошли Дни культуры Франции, Бельгии и Сирии, мероприятия ВОЗ, СЭВ, ЮНЕСКО. Делегация Казахстана участвовала в днях Советского Союза во Франции и Дании, устанавливали побратимые связи города республики. В том же году в Казахстане побывало 12 736 туристов из 90 государств и соответственно за рубеж выезжали 13 843 казахстанца.
Профессиональная компетентность, незаурядные организаторские способности и разносторонний опыт работы М. Фазылова получают признание союзного центра и в 1976 году его назначают Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Мали, а в 1983 году в Марокко (до 1990 года).
Весомый вклад в повышение статуса дипломатической службы республики в последнее десятилетие СССР внес Михаил Исиналиев. Его энциклопедические познания, нестандартность пытливого ума, бесконечное генерирование идей, несомненные качества лидера, аналитика, полемиста и публициста, врожденная интеллигентность и порядочность притягивали людей, как магнит. Сегодня не вызывают сомнения, что вклад Михаила Ивановича в формирование будущего здания казахстанской дипломатической службы весом и значим, ибо все его усилия были направлены на повышение статуса дипломата и, опережая время, работали на суверенитет Казахстана.
Наконец то, в столице республики Алматы, Министерству иностранных дел выделяют отдельный особняк верненского периода, известный впоследствии как «избушка».
Активная деятельность М. Исиналиева сыграла свою роль в изменении статуса и имиджа МИД Казахской ССР. Именно при нем многие сотрудники ведомства получили дипломатические ранги, впервые в практике республиканского МИД стали направляться на стажировки и постоянную работу в советские загранучреждения сотрудники, многие из которых впоследствии составили костяк дипведомства уже суверенного Казахстана.
Школу М. Исиналиева прошли многие дипломаты республики, включая, как последующий руководящий состав внешнеполитического ведомства, так и чрезвычайные и полномочные послы Республики Казахстан, которые сегодня с успехом представляют нашу страну за рубежом.
Занимали посты советских послов за рубежом и некоторые другие выходцы из казахстанского руководства, правда, не бывшие профессиональными дипломатами. Первый секретарь ЦК КПК П. Пономаренко был послом СССР в Польше, Индии и Нидерландах. Вторые секретари ЦК Н. Родионов и О. Мирошхин были послами в Замбии и в Югославии, первый секретарь Северо-Казахстанского обкома КПК В. Николаев - послом в Ираке, зам. наркома земледелия КазССР В. Писарев - послом в Монголии.
Как отмечалось выше, ряд казахстанцев успел поработать в посольствах и консульствах СССР за рубежом. В их числе И. Амангалиев - советником в Иране, Алжире, Индонезии, А. Джамбуршин - советником в Канаде, С. Курмангожин - советником в Эфиопии, Н. Даненов - советником в Тунисе, Ш. Надиров - советником-посланником в Монголии, Д. Раимбеков - советником в Венгрии, Г. Руденко - советником в Болгарии, Т. Сулейменов - советником в Иране, Т. Тажибаев - советником в Индии, Б. Тайжан - советником в НДРЙ, Б. Темников - советником в Болгарии и Италии, Р. Турдиев - советником-посланником в Тунисе, Б. Тымбаев - советником на Кубе, А. Черекаев - советником в Австралии, В. Гиззатов - первым секретарем в Финляндии и Лаосе, Р. Джиенбаев - первым секретарем в Румынии, С. Ермекбаев - первым секретарем в Тунисе, Б. Нургалиев - первым секретарем в Индии, К. Токаев - первым секретарем в КНР.
А с обретением Независимости история Министерства иностранных дел выходит на принципиально новый уровень.
Дипломатический бизнес клуб выражает благодарность за предостваленные материалы Руководителю управления общественной дипломатии КМИ МИД РК И. Омарову. Факты из истории МИД КазССР заимствованы из книги И.М. Козыбаева «Дипломатия Казахстана: страницы истории».
https://dbc.kz/ru/novosti/51-stanovlenie-kazakhstanskoj-vneshnepoliticheskoj-sistemy-istoriya-sozdaniya-mid-kazssr#sigProIdfd0c29dc07